23.05.2016 г.
Реформа закупок России застряла на входе в Госдуму
Законопроекты о ней могут быть отложены до осени
Законопроекты о реформе госзакупок и закупок госкомпаний не успевают оказаться в Госдуме в нынешнюю сессию и будут вноситься либо ускоренно, через депутатов, минуя стандартную процедуру, либо уже осенью. Вчера документы обсуждали на площадке Петербургского международного юридического форума. В ходе дискуссии Минэкономики признало, что в 2015 году у единственного поставщика производилось не 27%, а 40% госзакупок, а в Федеральной антимонопольной службе обнаружили прямую связь открытости процедуры закупок с их конкурентностью.
На круглом столе о правовом регулировании госзакупок, объем которых вместе с закупками госкомпаний составляет 29 трлн руб., замглавы Минэкономики Евгений Елин рассказал об ошибках контрактной системы и предложениях по их исправлению. Большинство из них уже согласованы с ФАС в виде поправок к закону о госзакупках 44-ФЗ и в начале мая внесены министерством вместе с поправками к закону 223-ФЗ (о закупках госкомпаний) в Белый дом (см. "Ъ" от 4 мая). Однако, как пояснил "Ъ" источник в Минэкономики, в связи с сокращением на месяц срока работы весенней сессии Госдумы утвердить поправки и внести их Беллый дом уже не успевает.
Определиться — либо поправки будут внесены кем-то из депутатов Госдумы и приняты в ускоренном режиме, либо принятые в первом чтении и второй год дожидающиеся доработки проекты изменений 44-ФЗ и 223-ФЗ смогут быть рассмотрены уже после сентябрьских выборов - правительство должно в начале следующей недели. Тем временем, по данным "Ъ", в Госдуме уже лоббируются изменения к ним, в частности отказ от принятого правительством решения передать продажу имущества банкротов универсальным электронным площадкам — они, согласно поправкам, должны также стать организаторами госзакупок, закупок госкомпаний и приватизации.
Основной проблемой госзакупок Минэкономики считает их низкую конкурентность. По итогам мониторинга протоколов закупочных комиссий ведомство обнаружило, что у единственного поставщика в 2015 году было размещено 40% закупок (а не 27%, как ранее подсчитало по реестрам договоров Федеральное казначейство). Половина из них проводилась по решениям правительства, процедура принятия которых нигде не зафиксирована. "Мы имеем чудеса" неконкурентности
, заявил Евгений Елин, пообещав регламентировать порядок получения компаниями права стать единственным поставщиком. Рост закупок у единственного поставщика отмечают и в ФАС — замглавы службы Рачик Петросян вчера сообщил, что в 2015 году их количество увеличилось на 18%. Он также отметил зависимость числа закупок с единственным участником в строительстве от открытости конкурсных процедур (на электронных торгах — 17%, на открытом конкурсе --28%, а с ограниченным участием — 65%). Признав собственную ошибку, Минэкономики согласилось к июлю 2017 года перевести строительные контракты (за редким исключением) на электронные торги, которые, по словам Евгения Елина, заменят "процедуры хождения малопонятных конвертов и непрозрачного распределения госконтрактов". Подписи вице-премьера Дмитрия Козака ожидает "революционное", по словам господина Елина, предложение ввести предварительное обоснование инвестиций (см. "Ъ" от 9 марта) — конструктивные, архитектурно-объ
емные и технологические решения, прошедшие технологически-ц еновой аудит и главгосэкспертиз у. Это примирит проектировщиков и строителей и подстрахует от изменения проектов по ходу стройки, подчеркнул чиновник. Минэкономики также рассчитывает закрыть дырки в пограничных сферах, позволяющие заказчикам уходить из-под регулирования более жесткого 44-ФЗ под действие 223-ФЗ. Один из таких пробелов — выделение заказчиками субсидий ГУПам, их объем, по оценкам Рачика Петросяна, в 2015 году составил более 2 трлн руб. Чтобы облегчить жизнь заказчикам и поставщикам и повысить конкуренцию, Минэкономики предлагает отказаться от финансового обеспечения госконтрактов объемом до 5 млн руб. (70-80% всех процедур). Обещают власти и отменить требование от заказчиков промежуточных отчетов об исполнении контрактов. "Мы так и не нашли, кто их читает",— признался господин Елин, отметив, что отчеты с фотофиксацией имеет смысл сохранить для строительства и реставрации. Плюсом для участников контрактной системы должен стать и режим одного окна регистрации путем взаимоувязки государственных информационных систем. В итоге Минэкономики намерено удвоить число заявок на госторгах: сейчас их в среднем три, цель — повысить до пяти-семи на один лот.
Анна Пушкарская, Евгения Крючкова, Санкт-Петербург
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/299 0941